Район метро Ломоносовская

Станция «Ломоносовская» входит в состав Петербургского метрополитена и расположена на Невско-Василеостровской линии, между станциями «Елизаровская» и «Пролетарская». Она была открыта для пассажиров 21 декабря 1970 года в рамках участка «Площадь Александра Невского» — «Ломоносовская». Название станции происходит от Фарфорового завода, основанного М. В. Ломоносовым, который находился неподалеку и изначально назывался «Ломоносовский фарфоровый завод». Интересно, что в исходном проекте станция планировалась как «Ивановская».

Вестибюль станции находится в Ломоносовском сквере, который расположен на месте бывшего кладбища. До возведения вестибюля на его территории стояла Свято-Духовская церковь, снесенная в 1966 году. Первоначально станция планировалась как наземная и мелкого заложения, однако из-за сложных гидрогеологических условий и взрыва метана при строительстве тоннеля, проект был изменен на глубокое заложение.

Павильон станции был спроектирован архитекторами А. С. Гецкиным, В. П. Шуваловой и Г. Д. Булаевской. Он расположен на пересечении улицы Бабушкина и переулка Матюшенко и имеет массивную консольную плиту, поддерживаемую мощными опорами. В начале 1990-х годов кассовый зал был реконструирован, а его застекление частично заменено на мрамор. До 1979 года кассовый зал украшала металлическая схема Невско-Василеостровской линии, но она была демонтирована с продлением линии до станции «Приморская».

Станция «Ломоносовская» является закрытого типа и имеет глубокое заложение (около 65 м). Её платформы оборудованы платформенными раздвижными дверями. В оформлении перронного зала преобладает нежный «фарфоровый» колорит и смягченные архитектурные формы. Торцевую стену украшает барельеф, посвященный М. В. Ломоносову, выполненный художником В. М. Городецким.

Характерным элементом станции является наклонный ход с тремя эскалаторами, расположенный в южном торце. В 2017 году на станции были заменены светильники наклонного хода с «световых столбиков» на «факелы».